Композиционные материалы - это будущее человечества

Президент группы компаний «Возрождение» Владимир Муленков о том, что в Перми можно и нужно создавать собственное «Сколково» - НИИ композиционных и наноструктурированных материалов для народного хозяйства.

- Что такое композици­онные материалы? В чем их особенности?

- Композиционный матери­ал, или композит - это веще­ство, состоящее из двух и более составляющих и обладающее новыми свойствами. Видов композитов много, но самым распространенным из них яв­ляется стеклопластик. Особен­ность материала в том, что он формируется одновременно с изделием. Композит состоит из матрицы (смолы), армиру­ющего элемента (стекложгута или стеклоткани) и различных добавок. Появляется возмож­ность подобрать такой состав ингредиентов, при котором получится композит, наилуч­шим образом отвечающий ус­ловиям эксплуатации изделия. Простейшим примером приме­нения стеклопластика являет­ся наша разработка полукабин таксофонов желтого цвета, раз­вешанных по всему городу. Они прочны, долговечны, имеют привлекательный вид, не тре­буют дополнительного обслу­живания и достаточно дешевы.

- Где применяются композиционные матери­алы? Велика ли их востре­бованность?

- Композиты начали приме­няться еще в первой полови­не XX века. Потом, с середины прошлого столетия, в них были особенно заинтересованы аэрокосмический сектор и оборонно-промышленный комплекс. Но только этими сферами ис­пользование композитов, разу­меется, не ограничивается.

В промышленности ком­позит используют на самых тяжелых участках работы: в агрессивных средах, при высо­ких нагрузках, под действием абразива и высокой температу­ры. Сроки службы такого обо­рудования в разы превышают сроки службы из черного ме­талла, а цены его ниже, чем из легированных сталей или цветных металлов.

И я с уверенностью могу го­ворить, композиты - это будущее человечества. Сегодня США и Европа применяют в двадцать и десять раз больше композитов, чем наша страна.

В последнее время разрыв в этой области перестал расти, и в нашей стране начались ис­следования по наноструктурированным материалам.

- Это уже следующая ступень, верно?

- Да. Технологически сейчас существует возможность вве­сти в композиты нанострукту­ры, что существенно повысит их свойства. Например, компо­зиты с содержанием нанотрубок менее половины процента имеют физико-механические характеристики на 20-25 про­центов выше исходных компо­зитов, повышаются их тепло­вая и химическая стойкость. Достигается это за счет того, что у наноструктур очень высокие показатели физико-механических характеристик. Практи­ческая польза от этого неоспо­рима: заменив композиты на нанокомпозиты, можно суще­ственно изменить характери­стики аппаратов и повысить эффективность оборудования с их применением.

Кроме этого, нанокомпо­зиты могут быть использова­ны в отраслях, где примене­ние композитов ограничено. Например, в пассажирском транспорте или в жилищ­ном строительстве. А также в шахтах, в нефтехимии производствах и при транспортировке и хранении горюче-смазочных материалов.

Но пока что, к сожалению, мы серьезно отстаем от Запада в интенсивности научных разработок в области нанокомпозитов. Нас тормозит то, что и в сфере использования композитных материалов в различных отраслях промышленности зарубежные страны ушли далеко вперед. А добить прогресса в какой-то отрасли, пропустив предыдущую ступень невозможно.

- Вы видите какие-то способы решения этой проблемы?

- Нам нужно перестать развиваться стихийно. В отрасли должна появиться плановая структура, которая будет отвечать за то, чтобы каждый производитель композиционных материалов не развивал стихийно, а знал куда, как и зачем он движется в своих научных разработках, и мог грамотно выбирать бизнес-стратегию. Сделать это без государственной помощи, к сожалению, невозможно. Нужно, чтобы в Перми был создан научно-исследовательский центр композиционных и наноструктурированных материалов, собственное «Сколково». Этот центр соберет под своим началом компании, занимающиеся композиционными материалами. Его задачами будут координировать работу над научно-техническими разработками, инвестировать средства в создание инноваций, регулировать документооборот. Также он будет заниматься сбором конкретных заказов и поиском их исполнителей. Кроме этого, он, руководствуясь целями федеральных и региональных целевых программ, поставит производителя композитов глобальные задачи - в каком направлении нужно двигаться именно сейчас. Только такими методами мы можем быстро преодолеть отставание в отрасли композиционных материалов.

Еще одна проблема. Это - кадры. В программе обучения вузов нет ни слова о композитах. Механики, электрики, строители ничего об этих материалах не знают. Обычно работа с новым предприятием для нас начинается с ликбеза, с демонстрации образцов. Нам самим приходится находить проблемы, которые можно решить с помощью композитов. На это уходят го­ды. «Центр» мог бы стать ме­стом переподготовки кадров.

- Подобный центр бу­дет заниматься исключи­тельно композитами и нанокомпозитами?

- На самом деле, нет. Центр может заниматься всеми пере­довыми технологиями: энер­госберегающими и светодиод­ными и так далее. Уникальные электромагнитные свойства наночастиц позволяют создавать на их основе элементы микро­процессоров, аккумуляторов, электрических батарей, светодиодов нового поколения, на­чать работы по разработке аль­тернативных видов энергии.

- Но почему именно в Перми?

- Я давно работаю в отрас­ли и с полным правом могу утверждать, что наш регион — один из передовых в области применения композицион­ных материалов. У нас есть и научно-техническая база: ка­федра «Механики компози­ционных материалов и кон­струкций» под руководством доктора физико-магематических наук профессора Юрия Соколкина, Уральский НИИ композиционных материа­лов, Пермский научно-иссле­довательский технический институт. Есть производствен­ная база, например: НПО «Ис­кра», завод «Машинострои­тель», «Пермские моторы». Есть и компании-производители: ООО «Пермские по­лиэфиры» и завод «Вулкан», выпускающий базальтовое волокно. Есть и рынок сбыта: наши промышленные пред­приятия используют композиты при выпуске своей продукции. Эскизный про­ект - его структуру - такого центра мы уже подготовили. Есть возможность располо­жить его в тихом центре города - в сорок втором квартале Перми, - где находится штаб-квартира нашей группы ком­паний. Но нужно, чтобы вла­сти Пермского края обратили внимание на эту проблему и как можно быстрее подклю­чились к процессу. Мы уже выходили с предложениями к правительству Пермского края. Но пока все безрезуль­татно. В конце концов, база по созданию НИИ композицион­ных и нанокомпозиционных материалов есть не только у нас в регионе. И кто-нибудь может нас опередить.

Опубликовано в журнале "Соль"
№6 (9) август 2011 г.