Моделирование гидродинамики и напряженно-деформированного состояния циркуляционного кармана флотационной машины

Авторы: В.П. Муленков, Ю.В. Костылев (группа компаний «Возрождение»),
Ю.В. Соколкин, А.В. Козлова, Д.В. Зимин, В.Я. Модорский
(Пермский государственный технический университет)

В рамках данной работы определены параметры потока пульпы и характеристики нагрузки в стеклопластиковом кармане флотационной машины. Карман устанавливается в ванну и полно­стью погружен в раствор с пульпой (рис. 1).

Рис.1. Модель установки

Проблема эксплуатации стеклопластиковых карманов флотационной машины заключается в том, что, во-первых, они подвержены абразивному износу. Изнашивается покрытие внутренней полости кармана. Во-вторых, происходит частичное перекрывание проходного сечения в районе щелевой части. Возможно, это происходит за счет недостаточной жесткости рабочих поверхно­стей кармана при действии на них разницы давлений. Необходимо количественно оценить возни­кающие эффекты с тем, чтобы предложить технические мероприятия по их исключению.

В рамках гидродинамической части задачи необходимо определить:

- распределение скоростей в проточном тракте;

- распределение давлений в проточном тракте.

Расчеты производятся в рамках моделей. С учетом и без учета твердых частиц в потоке. При определении нагрузки на карман твердые частицы не учитывались. Для прочностных расчетов необходимо определить:

- распределение перемещений в конструкции кармана;

- распределение напряжений в конструкции кармана.

Для исследования поведения стеклопластикового кармана во флотационной камере исполь­зованы программные комплексы FlowVision (Россия) и ABAQUS (США).

Поле полных давлений показано на рис. 2. В основном объеме ванны наблюдается избыточ­ное давление 0,0015 МПа. Такое же давление фиксируется и на входе в карман. Лишь на расстоя­нии 0,03 м от входа в карман фиксируется падение атмосферного давления на 0,0053 МПа, а затем, по мере продвижения потока вдоль канала кармана на 0,0099 МПа. После входа в горизонтальный цилиндрический канал падение давления достигает максимума и ниже атмосферного на 0,00167 МПа. Примерно такое же давление в вертикальных патрубках, которые выше места стыка с горизонтальным каналом. Минимальное давление наблюдается в зоне им­пеллера. Здесь оно ниже атмосферного на 0,2 ат. Давление в проточной части насадка выше у бокового края кармана. На входной части давление ниже атмосферного на 10000 Па и равно Р = -10000 Па, затем, при движении потока в сторону цилиндрического патрубка, наблюдает­ся рост давления (Р = -6600 Па), а затем, вблизи точки перехода в цилиндрический насадок наблюдается падение давления до Р = -9500 Па. Минимальные избыточные давления наблю­даются вблизи вертикальной плоскости симметрии и достигают Р = -2270,9 Па. Напротив подкрепляющих, ближней к центру и дальней, перегородок давление возрастает: на 1589 Па и на 2400 Па соответственно. В целом, рост давления от центра к боковой стенке происходит до уровня атмосферного. Вблизи дальней от центра перегородки и вблизи стенки избыточное давление становится положительным, т.е. становится выше атмосферного уровня. Минимальные давления наблюдаются вблизи вертикальной плоскости симметрии и достигают Р = -7075,4 Па. Напротив подкрепляющих, ближней к центру и дальней, перегородок давление возрастает на 3355 Па и на 1344 Па соответственно. В целом, рост давления от центра к боковой стенке происходит практически до уровня атмосферного.

Рис. 2. Поле полных давлений

Расчет напряженно-деформированного состояния кармана производился в системе ABAQUS. Твердотельная модель была разработана в пакете Solid Works. Давления на внутренней поверхно­сти Рвнутр = 93 000 Па и наружной Рнар = 102 500 Па поверхности пластин насадка показаны на рис. 3. Рассматривались несколько вариантов конструктивного оформления кармана. Вначале был просчитан базовый вариант.

Принималось, что толщина пластин δ = 7 мм, а σв = 1800 кг/мм2. При этом получена расчет­ная величина зазора h = 3 мм.

Затем толщина пластин была увеличена до 8 мм. При этом получена расчетная величина за­зора h = 4 мм. Как видно, эффект получен незначительный.

Затем был проведен расчет с усилением кромки продольным сегментом. Сегмент отстоял от кромки на 30 мм. Радиус скругления сегмента 100 мм. Высота сегмента 20 мм. Задавалась толщи­на стенок кармана вне сегмента δ, толщина усиливающего сегмента δус, толщина пластины под усиливающим сегментом δпласт. В первом расчете принималось δ = 7 мм, δус = 4 мм, δпласт = 3 мм. При этом получена расчетная величина зазора h = 2,8 мм.

Рис. 3. Схема нагружения

Для поиска более эффективного варианта были проведены дополнительные расчеты с усилением кромки продольным сегментом, где принималось δ = 7 мм, δус = 3 мм, δпласт = 7 мм. При этом получена расчетная величина зазора h = 2,9 мм. Как видно, несмотря на сохранение δпласт на уровне основной конструкции (7 мм), эффект получен незначительный.

Проведены расчеты со вставкой из стеклопластика с более высокими механическими характеристиками σв = 4000 кг/мм2. Вставка отстояла от кромки на 30 мм. Ширина вставки 110 мм. Задавалась толщина стенок кармана вне вставки δ, задавалась толщина вставки δвст= 3мм, и толщина всей стеклопластиковой пластины в месте установки вставки δэлем. В первом расчете принималось δ = 7 мм, δвст = 3 мм, δэлем = 8,6 мм. При этом получена расчетная величина зазора h = 12 мм.

Для поиска более эффективного варианта были проведены дополнительные расчеты с усилением кромки вставкой. В расчете принималось δ = 9 мм, δвст = 3 мм, δэлем = 8,6 мм. При этом получена расчетная величина зазора h = 18 мм.

Кроме того, проведен расчет, где принималось δ = 10 мм, δвст = 3 мм, δэлем = 8,6 мм. При этом получена расчетная величина зазора h = 20 мм.

Таким образом, проведен расчет деформации и прогибов элементов кармана при его различных конструктивных исполнениях. Разработаны практические рекомендации по снижению величины прогибов кармана и обеспечению его работоспособности.

Опубликовано в сборнике
"Материалы XII Всероссийской научно-технической конференции:
"Аэрокосмическая техника, высокие технологии и инновации - 2009"